Как потребителю защитить свои права на достойное обслуживание и качественный товар
Недобросовестные продавцы и исполнители услуг часто встречаются в нашей жизни. Как в такой ситуации отстоять свои права? Зачем оформлять претензию? Как ее вручить? Обязательно ли обращаться в суд?
Нужно помнить, что в ряде случаев, таких как оказание туристских услуг, услуг связи, услуг перевозки пассажира, багажа и др., законодательством предусмотрено обязательное досудебное урегулирование спора.
Шаг первый – составление письменной претензии
Если продавец отказывается идти на контакт и выполнить ваши законные требования (поменять бракованный товар, вернуть деньги за некачественный продукт), вам необходимо подать ему письменную претензию с изложенными требованиями.
Претензия составляется в свободной форме, и должна содержать следующие сведения:
- Ваши данные (ФИО, адрес, контактный телефон);
- Данные организации (название магазина, адрес, ФИО руководителя), эту информацию вы можете найти в вашем договоре, на кассовом чеке или в «Уголке потребителя» магазина;
- Краткое изложение сути возникшей конфликтной ситуации;
- Ваши требования (возврат денег, замена товара, возмещение ущерба и т. д.);
- Желаемый срок выполнения ваших требований;
- Дата и подпись.
В том случае, если к претензии вы прилагаете какие-либо документы (копии чеков, гарантийных талонов и т. д.), то все их необходимо перечислить в тексте претензии. Обратите особое внимание на то, что ни в коем случае нельзя отдавать с претензией подлинники документов!
Они должны оставаться у вас на руках, в качестве доказательства приобретения товара в данном магазине.
Претензия должна быть написана вами в двух экземплярах: первый вы передаете продавцу, второй, на котором представитель магазина обязан поставить дату и свою подпись, остается у вас, в качестве подтверждения того, что претензия получена продавцом. В случае, если в магазине отказываются принимать и подписывать претензию, вы имеете право отправить ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Шаг второй – обращение в суд
Если в ответ на свою претензию вы получили письменный отказ, то за защитой своих прав потребителя придется обратиться в суд. Обращение в суд – серьезный шаг, поэтому перед составлением искового заявления убедитесь в том, что ваши требования соответствуют действующему законодательству РФ, а также что вы сможете подтвердить факт нарушения ваших прав и в случае необходимости предоставить свидетелей.
Статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Это значит, что разрешить спор между вами и продавцом (исполнителем) и обязать ответчика выполнить ваше законное требование, можно только в судебном порядке.
Заявление может быть, как написано от руки, так и распечатано и подается в суд в нескольких экземплярах (по количеству ответчиков). Например, если у вас три ответчика, то вы предоставляете четыре экземпляра заявлений – один остается в суде, три других отправляются ответчикам. Подать исковое заявление вы можете лично или по почте в суд по месту нахождения ответчика.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законом Российской Федерации о налогах и сборах.
Территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам
Межрегионального управления Роспотребнадзора
по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю