В этом году инициативному бюджетированию исполняется 10 лет
Термин «инициативное бюджетирование» появился и получил свое распространение в Российской Федерации в 2014 году. Инициативное бюджетирование страновая версия зарубежного «партисипаторного бюджетирования» (participatory budgeting), а соответствующие российские практики – национальной версией общемирового тренда на вовлечение граждан в бюджетные решения. Официальной точкой отсчета стал круглый стол «Гражданские инициативы и вовлеченность граждан в открытый бюджет» 9 сентября 2014 года при участии Министерства финансов Российской Федерации. С 2015 года методологическое сопровождение и общую координацию развития инициативного бюджетирования осуществляет Центр инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института.
Инициативное бюджетирование как понятие призвано было обобщить российский опыт участия граждан в решениях о расходовании бюджетных средств в целях реализации проектов развития общественной инфраструктуры. До 2014 года программы поддержки местных инициатив (ППМИ), проекты «Народный бюджет» и другие практики успешно развивались в Ставропольском крае, Кировской области, Тверской области, Тульской области и ряде других субъектов Российской Федерации. Поддержка Минфина России позволила реализовать сотни информационных и образовательных мероприятий для специалистов органов исполнительной и муниципальной власти. Инициативное бюджетирование появилось в ключевом документе стратегического планирования Правительства России до 2024 года. Документ определил цели, основные задачи и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области научно-технологического и социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Только за первые пять лет государственной поддержки института инициативного бюджетирования, на территории 69 субъектов Российской Федерации было запущено уже 249 практик разного уровня. Общая стоимость реализованных с участием граждан проектов превысила 67 млрд рублей, внебюджетная поддержка проектов со стороны граждан и бизнеса составила 6,3 млрд рублей. Для сравнения, за 2022 год объем бюджетных расходов на поддержку проектов граждан, выдвинутых рамках 439 практик, составил 44,5 млрд рублей.
В 2020 году на федеральном уровне были приняты законодательные акты, ознаменовавшие новый этап развития инициативного бюджетирования. Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ввел в юридический оборот понятие «инициативный проект». Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» – установил инициативные платежи как полноценный вид неналоговых доходов местного бюджета. Данные меры значительно расширили доступ граждан к инструментам инициативного бюджетирования, обеспечили условия для реализации инициативных проектов в любом российском муниципальном образовании.
Параллельно процессам развития института инициативного бюджетирования шло расширение предметной области. Помимо вопросов местного значения, все чаще к инициативному бюджетированию стали прибегать для решения задач, связанных с вопросами экологии, поддержки предпринимательства, развития туризма, культуры, образования, физкультуры и массового спорта и т.д. Широкая тематическая повестка в значительной степени способствовала расширению аудитории участников инициативного бюджетирования. В настоящий момент через инициативное бюджетирование можно работать с такими социальными группами населения как школьники, молодежь, лица предпенсионного возраста и пенсионеры, люди с ограниченными возможностями здоровья. В 2022 году школьное инициативное бюджетирование, реализуемое в образовательных организациях, поддерживалось на территории 19 субъектов Российской Федерации. Всего с участием школьников и молодежи было реализовано 819 проектов.
За 10 лет инициативное бюджетирование стало практическим инструментом вовлечения граждан в управление государственными финансами, применение которого регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и федерального законодательства о местном самоуправлении. Институт инициативного бюджетирования закреплен в государственных программах и стратегических документах. Опыт Российской Федерации в развитии инициативного бюджетирования стал частью международной повестки партисипаторного бюджетирования, обсуждается в рамках мероприятий стран БРИКС и СНГ. При содействии НИФИ Минфина России инициативное бюджетирования появилось и активно развивается на территории Узбекистана, Армения, Кыргызстана.
В 2022 году практики инициативного бюджетирования реализовывались уже на территории 76 субъектов Российской Федерации. Создана инфраструктура поддержки нового института: в регионах и муниципалитетах сформированы проектные центры, в 2022 году обучение граждан и сопровождение деятельности инициативных групп обеспечивали 1802 консультанта. Ежегодно реализуются тысячи инициативных проектов – в 2022 году их число приблизилось к 30 тыс. (29371 проект). Самыми востребованными со стороны граждан направлениями реализации в 2022 году стали проекты дорожной сферы (15,8%), проекты благоустройства мест массового отдыха (13,9%) и проекты комплектного благоустройства дворов (11,4%).1 Доля благополучателей всех реализованных проектов в 2022 году составила 38,9%.
Подробнее о проектах инициативного бюджетирования – результаты ежегодного Всероссийского конкурса проектов инициативного бюджетирования на портале «Мои Финансы»
https://моифинансы.рф/iniciativnoe-byudzhetirovanie/
По информации ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт
Министерства финансов Российской Федерации»