Изменения в Правилах дорожного движения Российского Федерации
За последние десятилетия конструкция производимых автомобилей и прицепов к ним значительно изменилась. На автотранспортных средствах стали широко применяться новые компоненты и системы (антиблокировочные системы тормозов, шины с индикаторами износа, инерционные ремни безопасности, средства автоматического контроля автомобильных систем и т. д.).
Напомним, что с 1 сентября 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2023 года № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», которые являются приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090.
Данные изменения коснулись «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», в том числе пункт 11 «В» дополнен абзацем следующего содержания:
«Тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, предусмотренных перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. № 916 «Об утверждении перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники».
Основной целью принятого постановления Правительства Российской Федерации является актуализация и гармонизация Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств с положениями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (далее – Технический регламент).
Действующей редакцией Правил дорожного движения Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за неисправность всех без исключения систем и органов управления, устройств освещения и световой сигнализации, обзорности транспортного средства, колёс и шин, сцепных устройств, удерживающих систем пассивной безопасности, двигателя внутреннего сгорания, прочих элементов конструкции и оборудования, за исключение случаев, которые ранее были предусмотрены разделом 7 «Прочие элементы конструкции».
С учётом требований постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 г. № 837, с первого сентября 2023 года действие настоящего регламента не распространяется также на самоходные машины и другие виды техники, с учетом того, что перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация определён содержанием постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года № 916 «Об утверждении перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники».
В целях обеспечения однозначности толкования ныне применяемых норм детализированы требования к тормозным системам, рулевому управлению, внешним световым приборам и двигателю.
Для обычного автомобилиста в целом ничего не изменилось ни в части административной ответственности за нарушения, ни в части требований к автотранспорту при его участии в дорожном движении, за исключением отдельных особенностей.
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
Отражена норма о запрете эксплуатации транспортного средства с неисправной антиблокировочной системой тормозов (АБС) в случае, если она предусмотрена заводской комплектацией автомобиля. Такая неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния антиблокировочной тормозной системы. Необходимо отметить, что данная неисправность и ранее была обязательной к устранению при допуске транспортного средства к участию в дорожном движении, согласно Техническому регламенту.
ДВИГАТЕЛЬ
Более подробно сформулированы виды неисправностей систем питания и выпуска отработавших газов транспортного средства. Конкретизированы требования к системе питания двигателей, работающих на газобаллонном оборудовании (ГБО). Например, на каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем (выдаётся при продаже вместе с баллоном). При этом не допускается утечка газа, использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования и нарушение креплений системы ГБО.
ШИНЫ
Установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств с зимними шинами весь летний период (июнь, июль и август). Запрещена эксплуатация легковых автомашин категории M1 (пассажирские автомобили с числом не более 8 посадочных мест без учёта водительского места) и небольших грузовиков категории N1 (массой не более 3,5 тонн) без зимних шин весь зимний период (декабрь, январь, февраль).
ОБЗОРНОСТЬ
В части детализации видов нарушений обзорности транспортного средства в новом Перечне по сравнению с ранее применявшимся изменений не произошло. Положение, согласно которому эксплуатация автомобиля запрещается в случае, если на его лобовое стекло установлены предметы, ограничивающие обзорность, кроме зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесённых или встроенных в стёкла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла, применялось и прежде. Запрета на использование видеорегистратора, если указанное техническое средство не мешает обзорности, оно в себя не включает.
Кроме того, вступившим в силу Перечнем неисправностей установлены дополнительные требования к автобусам, в том числе запрет на их эксплуатацию при наличии сквозной коррозии и разрушения пола в салоне, а также требования к специальным и специализированным транспортным средствам (таким как автоэвакуаторы, автоцистерны для перевозки опасных грузов, автомобили коммунального хозяйства и др.).
При этом ряд ранее существовавших требований, которые непосредственно не влияют на вероятность совершения ДТП, теперь исключены из Перечня. Так, с 1 сентября отсутствие медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки не является основанием для запрещения эксплуатации транспортного средства и привлечения водителя к административной ответственности.
Следует отметить, что запрет эксплуатации автомобиля в случае наличия у него неисправностей из Перечня не подразумевает под собой полный запрет движения. Так, согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения, при возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Исключение – это неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящие (отсутствующие) фары и задние габаритные огни в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующий со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада. В указанных случаях движение транспортного средства до их устранения запрещено.
Также теперь конкретизированы и способы выявления неисправностей автотранспорта (визуальный контроль или с обязательным использованием средств технического диагностирования).
Частями 1 и 2 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством с техническими неисправностями:
«Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид».
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 1.1 – 7 настоящей статьи;
2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) – влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Госавтоинспекция Республики Крым призывает всех автовладельцев колёсных транспортных средств неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения и следить за техническим состоянием своих автомобилей не только перед встречей с сотрудниками ГИБДД или поездкой на очередное техническое обслуживание в места ремонта, а на постоянной основе, в том числе даже тогда, когда его техническое состояние не вызывает каких-либо замечаний.
Отделение ГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району